ФБУ «Администрация «Волго-Дон» обслуживает 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея и построенные на них в разные годы гидротехнические сооружения: Волго-Донской судоходный канал (1952г.), протяженностью 101 км, Волгоградский гидроузел на реке Волге (1962г.), гидроузлы на реке Дон – Цимлянский (1952г.), Николаевский (1974г.), Константиновский (1982г.), Воронежский на реке Воронеж (1972г.) и Федоровский шлюз на р. Кубань (1967г.).
Всего в ведении учреждения 132 гидротехнических сооружений: 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 28 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС; 120 единиц технического флота, а также более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.
Волго-Донской судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном, берет свое начало на Волге в Красноармейском районе г. Волгограда и заканчивается на Дону у г. Калач-на-Дону.
По характеру и рельефу местности канал делится на 3 участка: Волжский склон протяженностью 25 км, водораздел — 21 км и Донской склон — 55 км.
На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается 9-ю шлюзами. Далее канал, прорезая глубокую выемку водораздела, входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От водораздела по Береславскому и Карповскому водохранилищам 4 шлюзами идет 44-метровый спуск к Дону.
Из общей протяжённости канала, 45 км проходит по водохранилищам (Варваровское, Береславское и Карповское). Искусственные участки выполнены в основном в полувыемках — полунасыпях. Ширина судоходных каналов по дну 38 м, при навигационном уровне — по зеркалу воды — 80 м. Гарантированная глубина на канале 3,65м. Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на Волжском склоне до 20 км на Донском склоне.
Волго-Донской канал полностью накачной. Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций каждая мощностью 45 мЗ/с. Вода подается в водораздельный бьеф, откуда самотёком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. Всего на Волго-Донском судоходном канале эксплуатируется 90 гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 17 напорных плотин и дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения. Проектная пропускная способность канала 10,9 млн. тонн грузов в год. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходит около 6000 судов, в последнее время растет доля крупнотоннажных судов. Ежегодно по ВДСК перевозится около 9 млн. тонн грузов, половина из них – нефтепродукты. 90% всего грузопотока перевозится в направлении с Волги к Дону. В среднем, на прохождение ВДСК судно затрачивает 24 часа. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов.